HOME
Первое проникновение масонских тенденций в живопись (натюрморт) Первое проникновение масонских тенденций в живопись (натюрморт)

 

 

История масонства
Масонство и масоны : три века в России

Рассматривая взаимоотношение искусства и живой действительности, Й. Хейзинга пишет: <Значению произведений искусства, исстари заключавшемуся в том, что цель его определяется предметом изображения, в значительной степени отвечает портрет>. Портретная живопись была второй областью (после архитектуры), в которой русское искусство XVIII века достигло выдающихся результатов. Главной причиной, обусловившей ее расцвет, стало пробуждение человеческой индивидуальности, но, конечно, были и другие стимулы. Интересно и то, что в стенах Академии художеств масонство пользовалось громадным влиянием. Ее долголетний конференц-секретарь А.Ф.Лабзин был одним из лидеров ордена и фактически продолжил издательские предприятия <московских розенкрейцеров> в условиях наступившей александровской эпохи.

По своему значению и известности он был вторым человеком (после Новикова) в сообществе <вольных каменщиков>. В XVIII веке живописцев называли <братьями гармонии> и уже поэтому становится ясным, почему они охотно входили в ложи. В среде <вольных каменщиков> не было нетерпимого отношения к отвлеченно-прекрасному, которое проповедовали большинство мистических сект и даже Л.Н.Толстой. Несмотря на то, что масоны требовали неукоснительного следования строгому нравственному идеалу, они не были ригористами. Наоборот, Новиков утверждал, что если человек одарен каким-нибудь талантом (в науке, искусстве, литературе), то он обязан быть верным ему - и это его прямой путь к Богу, выделившему его среди собратий. Наука и искусство - сестры-воспитательницы человеческой души. Подобные воззрения, конечно же, не могли не найти отклика в среде масонов.

Масонство дало стимул развитию одной из сфер портретной живописи, а именно - интимному мужскому портрету. Дело в том, что у масонов было обыкновение дарить <братьям> свои портреты. Это было не только знаком дружбы, но и символическим залогом братской верности. Кроме того, стены ложи было принято украшать портретами ее членов. К портрету в то время относились так же, как сегодня к фотографии. Но речь идет исключительно о поясном портрете. Именно такой портрет, где все внимание сосредоточивается на лице, способен дать глубокую психологическую характеристику образа. Парадных портретов во весь рост масоны избегали. Ничего удивительного, что крупнейшие портретисты эпохи - Рокотов, Левицкий, Боровиковский - были масонами.

В письмах Новикова Лабзину постоянно мелькают просьбы о присылке портретов <братьев> и благодарности при получении их. 27 марта 1998 года он пишет: <О портретах, что получил уже выше сказал. Поблагодарите л.<юбезного>д.<руга> Дмитр.Гр. (Левицкого - В.Н.) и поцалуйте за меня... Ежели есть у него еще оконченные портреты, то он весма бы утешил меня присылкою их>. 11 декабря 1802 года Новиков пеняет племяннику за невнимание: <Дражайший племянник, когда же вы заплотите долг, и тем утешите своего дядю? По крайней мере, привезите его с собою, вместо подарка на новоселье. Что? Вы уже позабыли об нем? Но я помню. Я говорю о вашем портрете. Утешьте своего прихотливого дядю, сим подарком>. Речь идет о портрете Лабзина кисти Боровиковского.

Не удивительно, что до нас дошли изображения почти всех известных масонов екатерининского времени. Портретов же Новикова, повторяющих известный портрет кисти Левицкого, существует целых шесть. Вообще его иконография значительно богаче, чем кого-нибудь другого из людей той эпохи. Портретам издавна приписывались магические свойства. По-видимому в масонских кругах бытовали реликты этой веры. Но для непосвященной публики подобное пристрастие подчас было лишним доказательством того, что в ложах творится нечто богопротивное. В анонимном стихотворении <Изъяснение известных дел франк-масонских>, датируемом 1760 годом, говорится:

Появились недавно на Руси франк-масоны
И творят почти явно демонские законы

Живописец искусный по сем к ним приходит,
И портрет с него негнусный на холстине наводит.
Нарисовав, в палату особливу ставит...

Многи тому примеры, говорят, бывали,
Которые они сей веры отстать пожелали,
Но из оных никого в живых нет на свете,
Вить стоит смерть его и живот в портрете,
Который лишь поранят пулями из пистолета,
Тотчас в жизни увянет и лишится света.

Образы Рокотова встают как бы из поэтического тумана; персонажи Левицкого - люди мысли, но всегда подчеркнуто земные; изображения Боровиковского рафинированно утонченные. Кажется, трудно найти столь разных художников. Но вглядываясь в их произведения, всегда ощущаешь некую тайну, как бы зашифрованную в предметах, окружающих изображаемого человека. Здесь и книги и музыкальные инструменты и те же циркули с угольниками. В руках у женщин с портретов Боровиковского розы - символ розенкрейцерства. Но тайна не только в этих вещах; загадкой кажется и сам человек. <Знаковость> русского портрета XVIII века общепризнанна. Словно художник запечатлевает только <иероглиф натуры>, а не саму натуру. Очевиден соблазн рассматривать портреты перечисленных мастеров в свете символического мышления масонов.

 

 

 



  Московское издательство научной литературы "УРСС" выпустило новую книгу: Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв. Под редакцией В.И. Сахарова.
  Вышел четырнадцатый выпуск рассылки.

  В московском издательстве "Жираф" в ноябре 2000 года выйдет новая книга В.И. Сахарова по истории русского масонства "Иероглифы Вольных Каменщиков. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX веков".
  Вышел тринадцатый выпуск рассылки.

  В разделе "Живопись" выложена статья "Портретная живопись".
  Вышел двенадцатый выпуск рассылки.


  В разделе "Живопись" выложена статья "Первое проникновение масонских тенденций в живопись (натюрморт)".
  Вышел одиннадцатый выпуск рассылки.
  Обновлен раздел Полезные ссылки

  В разделе "Литература" выложена статья "Русская масонская проза: история, поэтика, теория".
  Вышел десятый выпуск рассылки.

  В разделе "История" выложена статья "Император Павел I и вольные каменщики".
  Вышел девятый выпуск рассылки.

  В разделе "Философия" выложена статья "Предназначение вольнокаменщичества".

 

Архив новостей

HOME Design by Algosoft